В День рос­сий­ской ани­мации 8 ап­ре­ля в пресс-цен­тре ТАСС прош­ла пресс-кон­фе­рен­ция, в ко­торой при­няли учас­тие пред­ста­вите­ли рос­сий­ской ани­маци­он­ной ин­дус­трии. На пресс-кон­фе­рен­ции про­фес­си­она­лы ин­дус­трии по­дели­лись те­кущи­ми дос­ти­жени­ями от­расли.

О раз­ви­тии рос­сий­ской ани­маци­он­ной ин­дус­трии, ме­рах под­дер­жки от­расли, зап­ро­сах сов­ре­мен­ных зри­телей рас­ска­зали ос­но­ватель груп­пы ком­па­ний «Ри­ки», пре­зидент Ас­со­ци­ации ани­маци­он­но­го ки­но (А­АК) Илья По­пов, пред­се­датель прав­ле­ния Ас­со­ци­ации ани­маци­он­но­го ки­но, пред­се­датель со­вета ди­рек­то­ров ки­нос­ту­дии «Со­юз­муль­тфильм», ге­нераль­ный ди­рек­тор Ки­нос­ту­дии им. Горь­ко­го Юли­ана Сла­щева, ис­полни­тель­ный ди­рек­тор Ас­со­ци­ации ани­маци­он­но­го ки­но Ири­на Мас­ту­сова, ге­нераль­ный ди­рек­тор Агентства кре­атив­ных ин­дус­трий Мос­квы (АКИ) Гюль­на­ра Ага­мова, ди­рек­тор сту­дии «Мас­тер-фильм», ди­рек­тор От­кры­того меж­ду­народ­но­го рос­сий­ско­го фес­ти­валя ани­маци­он­но­го ки­но «Суз­даль­фест», со­ор­га­низа­тор на­ци­ональ­ной ани­маци­он­ной пре­мии «Икар» Алек­сандр Ге­раси­мов и ге­нераль­ный про­дюсер те­лека­нала «Мульт», глав­ный ре­дак­тор те­лека­нала «Ка­русель» Тать­яна Цы­варе­ва.
Мо­дера­тор пресс-цен­тра ТАСС – Ири­на Алек­сан­дро­ва.

Ста­тус го­сударс­твен­но­го праз­дни­ка день рос­сий­ской ани­мации об­рел в 2022 г. по Ука­зу Пре­зиден­та Рос­сий­ской Фе­дера­ции В. В. Пу­тина. Спи­керы поз­дра­вили с праз­дни­ком всех учас­тни­ков ин­дус­трии ани­маци­он­но­го ки­но, соз­да­ющих по­лез­ный и ка­чес­твен­ный кон­тент, ра­ду­ющий де­тей и взрос­лых.

Об об­щем сос­то­янии ин­дус­трии ани­маци­он­но­го ки­но на ап­рель 2025 г.

Пресс-кон­фе­рен­цию от­кры­ла ди­рек­тор А­АК Ири­на Мас­ту­сова с об­зо­ром те­кущей си­ту­ации в рос­сий­ской ин­дус­трии ани­маци­он­но­го ки­но, ко­торая ве­дет от­счет с мо­мен­та соз­да­ния Ас­со­ци­ации ани­маци­он­но­го ки­но в 2011 г..

Важ­ной ве­хой ста­ла встре­ча про­дюсе­ров ани­маци­он­но­го ки­но с Пре­зиден­том Рос­сии в 2017 г.. На встре­че был при­нят ряд ре­шений по ин­фраструк­турной под­дер­жке от­расли, бла­года­ря ко­торым у ин­дус­трии по­яви­лись на­лого­вые ль­го­ты, собс­твен­ный ОК­ВЭД и проф­стан­дарты, а так­же соз­дан пер­вый тех­но­парк на ба­зе ки­нос­ту­дии «Со­юз­муль­тфильм». Бла­года­ря этим ме­рам, преж­де все­го, – на­лого­вым ль­го­там, объ­ем про­из­водс­тва ани­маци­он­но­го ки­но вы­рос в три ра­за за пос­ледние 7 лет.

Глав­ная за­дача Ас­со­ци­ации – всес­то­рон­няя под­дер­жка раз­ви­тия от­расли ани­маци­он­но­го ки­но. В сос­та­ве ор­га­низа­ции – 90 ком­па­ний из 16 ре­ги­онов. Учас­тни­ки Ас­со­ци­ации соз­да­ют 95% все­го кон­тента, ко­торый про­из­во­дит­ся в Рос­сии – при­мер­но 170 ча­сов ани­мации в год. За 12 лет су­щес­тво­вания Ас­со­ци­ации ко­личес­тво ее чле­нов вы­рос­ло в 3 ра­за, что де­монс­три­ру­ет рост ин­дус­трии в це­лом. Пос­ле ухо­да ком­па­ний-мей­джо­ров рос­сий­ская ин­дус­трия ак­тивно за­нима­ет­ся им­порто­заме­щени­ем кон­тента. По дан­ным ис­сле­дова­тель­ской ком­па­нии Mediascope, в топ-5 прос­мотров по всем дет­ским воз­рас­тным ка­тего­ри­ям пре­об­ла­да­ют ани­маци­он­ные оте­чес­твен­ные се­ри­алы и пол­но­мет­ражные муль­тфиль­мы. В топ 10 лю­бимых пер­со­нажей – пре­иму­щес­твен­но рос­сий­ские ани­маци­он­ные брен­ды. Еже­год­но ин­дус­трия вы­пус­ка­ет око­ло 10 пол­но­мет­ражных филь­мов, ко­торые со­бира­ют убе­дитель­ный бокс-офис. Так, сре­ди ли­деров про­ката 2024 г. «Три бо­гаты­ря и Пуп Зем­ли», соб­равший бо­лее 1 млрд. 100 млн. руб и «Лун­тик. Воз­вра­щение до­мой», соб­равший бо­лее по­лумил­ли­ар­да руб­лей. Оба ре­лиза соз­да­ны ки­ноком­па­ни­ей СТВ.

Те­му раз­ви­тия и мас­шта­биро­вания ин­дус­трии ани­маци­он­но­го ки­но про­дол­жи­ла пред­се­датель прав­ле­ния А­АК Юли­ана Сла­щева«В нас по­вери­ли круп­ные ин­весто­ры, но от­расль все рав­но нуж­да­ет­ся в под­дер­жке. Нам все вре­мя нуж­ны про­рывы, но­вые вы­соты, в том чис­ле, пос­то­ян­ное прив­ле­чение фи­нан­си­рова­ния для то­го, что­бы ин­дус­трия рос­ла и раз­ви­валась».

Сла­щева от­ме­тила рост спро­са на ани­мацию и рас­ши­рение аль­тер­на­тив­ных ка­налов ее пот­ребле­ния. В то же вре­мя важ­ным фак­то­ром для раз­ви­тия от­расли стал уход с рос­сий­ско­го рын­ка ком­па­ний-мей­джо­ров, а так­же за­мед­ле­ние за­рубеж­ных стри­мин­го­вых сер­ви­сов, что при­вело к рос­ту спро­са на рос­сий­скую ани­мацию сре­ди он­лайн-плат­форм и их поль­зо­вате­лей.

И сей­час сту­ди­ям нуж­но обес­пе­чить этот спрос. «Ани­мация – это очень до­рогой вид кон­тента. Про­из­водс­твен­ный цикл пол­но­мет­ражно­го филь­ма в сред­нем сос­тавля­ет 3 го­да. При этом, боль­шая часть вре­мени ухо­дит на раз­ра­бот­ку сю­жета, об­ра­зов ге­ро­ев, ко­торых от нас так ждут на­ши зри­тели – они все вре­мя хо­тят но­вых от­кры­тий и но­вых ми­ров». Сла­щева от­ме­тила рост спро­са не толь­ко на пол­но­мет­ражное ки­но в про­кате, но и на кон­тент для ежед­невно­го прос­мотра — се­ри­алы и ко­рот­ко­мет­ражную ани­мацию для те­ле­эфи­ра и он­лайн-плат­форм. Важ­ной за­дачей, по ее сло­вам, яв­ля­ет­ся соз­да­ние кон­тента для раз­ных воз­рас­тных групп, в том чис­ле — для под­рос­тков.

25 мар­та 2025 г. во вре­мя Со­вета по куль­ту­ре и ис­кусс­тву при Пре­зиден­те РФ Юли­ана Сла­щева об­ра­тилась к Вла­дими­ру Вла­дими­рови­чу Пу­тину с прось­бой уве­личить кво­ту на под­дер­жку рос­сий­ской ин­дус­трии ани­маци­он­но­го ки­но до 20% от об­щей кво­ты, вы­деля­емой го­сударс­твом на под­дер­жку ки­ноп­ро­из­водс­тва. Пре­зидент РФ обе­щал рас­смот­реть зап­рос ин­дус­трии ани­маци­он­но­го ки­но на мас­шта­биро­вание от­расли.

Ани­мация в сис­те­ме кре­атив­ных ин­дус­трий

Ле­том 2024 г. был при­нят ФЗ «О раз­ви­тии кре­атив­ных (твор­ческих) ин­дус­трий в Рос­сий­ской Фе­дера­ции». Ани­мация ста­ла од­ним из 16 ба­зовых нап­равле­ний раз­ви­тия кре­атив­ной эко­номи­ки, что спо­собс­тво­вало це­левой под­дер­жке ин­дус­трии на уров­не ре­ги­онов. Так, нап­ри­мер, в Яку­тии и Баш­кортос­та­не ани­мация вклю­чена в ре­ги­ональ­ную стра­тегию раз­ви­тия. Осо­бое вни­мание раз­ви­тию ани­мации уде­ля­ет­ся в Мос­кве, где сос­ре­дото­чено поч­ти 70% ани­маци­он­но­го про­из­водс­тва и соз­да­ет­ся 70 % кон­тента.

Ге­нераль­ный ди­рек­тор Агентства кре­атив­ных ин­дус­трий Мос­квы Гюль­на­ра Ага­мова рас­ска­зала, что в 2025 г. АКИ за­пус­ка­ет клас­тер ви­де­оигр и ани­мации, в ко­тором бу­дут пре­дос­тавле­ны ус­ло­вия для пол­но­го цик­ла про­из­водс­тва: от сту­дий зву­коза­писи и motion capture до офи­сов и ко­вор­кингов.

Ани­мация – од­на из на­ибо­лее пер­спек­тивных от­раслей кре­атив­ной эко­номи­ки Рос­сии. Сог­ласно ис­сле­дова­нию, не­дав­но про­веден­но­му АКИ, ком­мерчес­кая вы­руч­ка рос­сий­ских ком­па­ний за пос­ледние 5 лет уве­личи­лась на 54% и за 2024 г. сос­та­вила 12,3 млрд. руб­лей. Так­же идет ак­тивное рас­ши­рение ка­налов дис­три­буции: ес­ли 5 лет на­зад рос­сий­ские зри­тели смот­ре­ли ани­маци­он­ный кон­тент на бес­плат­ных ви­де­охос­тингах, то на те­кущий мо­мент са­мыми по­пуляр­ны­ми ка­нала­ми дис­три­буции ани­маци­он­но­го кон­тента слу­жат он­лайн-ки­ноте­ат­ры и те­леви­дение.

Ани­мация яв­ля­ет­ся сквоз­ной сфе­рой в кре­атив­ных ин­дус­три­ях и де­монс­три­ру­ет си­нер­ге­тичес­кий эф­фект на дру­гие ви­ды биз­не­са. Ос­но­ва для рос­та ин­дус­трии – соз­да­ние и фор­ми­рова­ние круп­ных ани­маци­он­ных хол­дингов, а так­же на­ращи­вание объ­емов про­из­водс­тва ли­цен­зи­он­ных про­дук­тов. За пос­ледние 5 лет в Рос­сии наб­лю­да­ет­ся поч­ти двук­ратный рост вы­руч­ки от раз­личных ви­дов ли­цен­зи­рова­ния – в сфе­ре дет­ской мо­ды, кан­цто­варов, пот­ре­битель­ских то­варов и про­дук­тов пи­тания. 80 % ро­дите­лей наз­ва­ли ин­те­рес ре­бен­ка к пер­со­нажам ани­маци­он­но­го ки­но глав­ной при­чиной по­куп­ки иг­рушки.

Пре­зидент Ас­со­ци­ации ани­маци­он­но­го ки­но Илья По­пов рас­ска­зал о важ­ной ро­ли, ко­торую ани­маци­он­ные брен­ды иг­ра­ют в об­щес­тве: «Го­сударс­тво уде­ля­ет осо­бое вни­мание ани­мации, обес­пе­чивая от­расли всес­то­рон­нюю под­дер­жку и, это не слу­чай­но. Ани­маци­он­ные ком­па­нии пред­став­ля­ют со­бой всег­да боль­ше, чем про­из­водс­твен­ные пло­щад­ки. Муль­тпер­со­нажи, ко­торые рож­да­ют­ся в се­ри­алах и филь­мах, вы­ходят да­леко за пре­делы те­ле­эк­ра­нов, смар­тфо­нов и план­ше­тов. Они на­ходят от­клик в сер­дцах как юных зри­телей, так и их ро­дите­лей. А так­же воп­ло­ща­ют­ся в иг­рушках, ви­де­оиг­рах, кни­гах и ог­ромном ко­личес­тве дру­гих то­варов, фор­ми­руя зна­читель­ный сег­мент кре­атив­ной эко­номи­ки Рос­сии».

Ани­мация, по мне­нию Ильи По­пова, яв­ля­ет­ся мощ­ным инс­тру­мен­том меж­ду­народ­но­го вли­яния и важ­ной сос­тавля­ющей раз­ви­тия внут­ренне­го рын­ка Рос­сии, ох­ва­тыва­ющей раз­личные сфе­ры в фор­ма­те «360». Суть ани­маци­он­но­го кон­тента зак­лю­ча­ет­ся в соз­да­нии за­поми­на­ющих­ся пер­со­нажей, су­щес­тву­ющих в вир­ту­аль­ной сре­де и вы­зыва­ющих у зри­телей глу­бокую эмо­ци­ональ­ную связь. Эти ге­рои ста­новят­ся для а­уди­тории близ­ки­ми, поч­ти род­ны­ми. При­мером мо­жет слу­жить се­ри­ал «Сме­шари­ки», ко­торый бо­лее 20 лет ра­ду­ет зри­телей и на ко­тором вы­рос­ло уже нес­коль­ко по­коле­ний.

Илья По­пов от­ме­тил рас­ту­щую ин­тегра­цию вир­ту­аль­ной ре­аль­нос­ти и ани­мации с ре­аль­ным ми­ром. Сви­детель­ством то­му слу­жит уве­личе­ние чис­ла филь­мов, ис­поль­зу­ющих гиб­ридные тех­но­логии, в ко­торых ани­миро­ван­ные и CGI-пер­со­нажи вза­имо­дей­ству­ют с жи­выми ак­те­рами. Сре­ди не­дав­них премь­ер – «Вол­шебник изум­рудно­го го­рода», «Ждун», а в 2025 го­ду ожи­да­ет­ся вы­ход филь­ма «Че­бураш­ка 2».

О трен­дах те­ле­эфи­ра

В 2025 г. глав­но­му рос­сий­ско­му се­мей­но­му те­лека­налу «Ка­русель» ис­полня­ет­ся 15 лет. О трен­дах те­ле­эфи­ра рас­ска­зала глав­ный ре­дак­тор «Ка­русе­ли» и ге­нераль­ный про­дюсер те­лека­нала «Мульт» Тать­яна Цы­варе­ва. Ка­нал «Мульт» (вхо­дит в хол­динг «Циф­ро­вое те­леви­дение») – глав­ный рос­сий­ский ани­маци­он­ный те­лека­нал — соз­да­вал­ся бла­года­ря рос­сий­ской ани­мации. На мо­мент ос­но­вания в 2014 г. в эфи­ре бы­ло не бо­лее 200 ча­сов ани­мации – как но­винок, так и клас­си­ки.

Хо­тя зри­телям не хва­та­ет но­вой ани­мации и но­вых пер­со­нажей, на­иболь­шим ус­пе­хом поль­зу­ют­ся ге­рои, про­верен­ные вре­менем. Сов­ре­мен­ные ро­дите­ли воз­вра­ща­ют­ся к про­верен­ным тай­тлам в но­вой фор­ме – не слу­чай­но так по­пуляр­ны про­дол­же­ние «Сме­шари­ков», но­вые се­рии «Ну, по­годи!» и «Прос­токва­шино». Те­ле­эфир до сих пор яв­ля­ет­ся эк­спер­ти­зой для но­вых про­ек­тов, поз­во­ля­ет из­ме­рить а­уди­торию и по­лучить об­ратную связь от зри­телей.
«Сей­час про­из­водс­тво на­шей ани­маци­он­ной сту­дии «Па­ровоз» фо­куси­ру­ет­ся на пол­но­мет­ражных ани­маци­он­ных филь­мах, хро­номет­раж ко­торых сос­тавля­ет 60-70 ми­нут, – от­ме­тила Тать­яна Цы­варе­ва— Мы де­ла­ем эти про­ек­ты для се­мей­ной и дош­коль­ной а­уди­тории, ко­торой слож­но вы­сидеть пол­то­ра ча­са на мес­те и сле­дить за сю­жетом.

На 29 мая 2025 го­да зап­ла­ниро­вана в про­кате гром­кая премь­ера ани­маци­он­но­го пол­но­мет­ражно­го филь­ма «Ге­рой­чи­ки. Нез­ва­ный гость» по мо­тивом фран­ши­зы «Ге­рой­чи­ки». В даль­ней­шем ме­ди­ахол­динг «Циф­ро­вое Те­леви­дение» пла­ниру­ет вы­ход дру­гих пол­но­мет­ражных ани­маци­он­ных филь­мов, в том чис­ле по фран­ши­зе «Ска­зоч­ный пат­руль» — про­дол­же­ние ус­пешно­го филь­ма «Ко­щей. На­чало». Зри­телей очень за­ин­те­ресо­вала ис­то­рия ры­жево­лосой кра­сави­цы–Яги Яд­ви­ги. Про­дюсе­ры да­же внес­ли кор­ректи­вы в про­ект, на­ходя­щий­ся в про­из­водс­тве, сог­ласно по­жела­ни­ям а­уди­тории».

Кад­ро­вый воп­рос

Как от­ме­тила Ири­на Мас­ту­сова«Про­из­водс­тво ани­маци­он­но­го ки­но – дол­госроч­ный про­цесс, тре­бу­ющий сов­ре­мен­ных про­фес­си­ональ­ных кад­ров. До пос­ледне­го вре­мени рос­сий­ская от­расль ани­маци­он­но­го ки­но ис­пы­тыва­ла ог­ромный де­фицит кад­ров, но за пос­ледние 5 лет в Рос­сии на­чала выс­тра­ивать­ся сквоз­ная сис­те­ма под­го­тов­ки кад­ров: от школ кре­атив­ных ин­дус­трий в рам­ках сред­не­го об­ра­зова­ния, че­рез кол­леджи и сис­те­му СПО до ВУ­Зов».

О раз­ви­тии сис­те­мы под­го­тов­ки кад­ров и ее тес­ной свя­зи с фес­ти­валь­ным дви­жени­ем рас­ска­зал ди­рек­тор От­кры­того меж­ду­народ­но­го рос­сий­ско­го фес­ти­валя ани­маци­он­но­го ки­но «Суз­даль­фест» Алек­сандр Ге­раси­мов. Ге­раси­мов от­ме­тил бум от­кры­тия но­вых ани­маци­он­ных ки­нош­кол в пос­ледние го­ды. В рам­ках «Суз­даль­фес­та» про­ходит «Кам­пус ани­маци­он­ных ки­нош­кол», ко­торый да­ет воз­можность сту­ди­ям со всей Рос­сии пред­ста­вить свои об­ра­зова­тель­ные прог­раммы. К «Суз­даль­фес­ту» был вы­пущен Спра­воч­ник рос­сий­ских ани­маци­он­ных ки­нош­кол, в ко­торый вош­ли бо­лее 60 раз­личных ки­нош­кол и бо­лее 100 школ кре­атив­ных ин­дус­трий.

В 2025 г. впер­вые в рам­ках «Суз­даль­фес­та» был ре­али­зован Меж­ре­ги­ональ­ный фо­рум школ кре­атив­ных ин­дус­трий. Ге­раси­мов от­ме­тил нех­ватку пе­даго­гичес­ких кад­ров и ме­тодик в шко­лах кре­атив­ных ин­дус­трий. В нас­то­ящий мо­мент ШКИ ак­тивно сот­рудни­ча­ют с дет­ски­ми ани­маци­он­ны­ми сту­ди­ями, приг­ла­шая пе­даго­гов, го­товых де­лить­ся опы­том.

Об уни­каль­ном кад­ро­вом опы­те груп­пы ком­па­ний «Ри­ки» рас­ска­зал Илья По­пов«Воп­рос обес­пе­чения кад­ра­ми тре­бу­ет ком­плексно­го под­хо­да, вы­ходя­щего за рам­ки от­дель­ных сту­дий. В груп­пе ком­па­ний «Ри­ки» мы од­ни­ми из пер­вых на­чали соз­да­вать собс­твен­ные ани­маци­он­ные кур­сы. Мы стре­мились прив­ле­кать лю­дей с ху­дожес­твен­ным об­ра­зова­ни­ем, но так­же при­ветс­тво­вали та­лан­тли­вых са­мо­учек с боль­шим же­лани­ем и оп­ре­делен­ны­ми на­выка­ми. Се­год­ня зна­читель­ным под­спорь­ем яв­ля­ет­ся уси­ление под­го­тов­ки кад­ров в про­филь­ных уч­режде­ни­ях. Од­на­ко нель­зя ут­вер­ждать, что ры­нок тру­да пе­рена­сыщен спе­ци­алис­та­ми, их по-преж­не­му не хва­та­ет».

По сло­вам Ильи По­пова, ани­мато­ры тре­бу­ют­ся не толь­ко са­мим ани­маци­он­ным сту­ди­ям, но и во мно­гих смеж­ных сфе­рах: при соз­да­нии компь­ютер­ных игр, в сфе­ре рек­ла­мы, и да­же в ар­хи­тек­турных бю­ро. Ас­со­ци­ация ани­маци­он­но­го ки­но бу­дет про­дол­жать ра­боту, свя­зан­ную с рас­ши­рени­ем сис­те­мы под­го­тов­ки кад­ров, в том чис­ле вве­дени­ем про­фес­си­ональ­ных стан­дартов в от­расли.

Фес­ти­валь­ное дви­жение

Алек­сандр Ге­раси­мов рас­ска­зал об ито­гах юби­лей­но­го, 30го «Суз­даль­фес­та»-2025: бы­ло по­дано ре­кор­дное ко­личес­тво филь­мов – 465 за­явок, фес­ти­валь по­сети­ли свы­ше 2000 учас­тни­ков, сре­ди ко­торых бы­ло зна­читель­ное чис­ло сту­ден­тов твор­ческих про­фес­сий со всей Рос­сии. В рам­ках фес­ти­валя прош­ло боль­шое ко­личес­тво ме­роп­ри­ятий, по­казов, де­ловых сес­сий, в ко­торых ор­гко­митет сде­лал упор на об­ра­зова­тель­ную сос­тавля­ющую. На «Суз­даль­фес­те» бы­ла пред­став­ле­на поч­ти вся рос­сий­ская ани­мация, соз­данная за пред­шес­тву­ющий год: око­ло 20 но­вых се­ри­аль­ных про­ек­тов, пол­но­мет­ражные ани­маци­он­ные филь­мы и ав­тор­ская ани­мация, как не­отъ­ем­ле­мая часть ани­маци­он­ной ин­дус­трии, де­бют­ные и сту­ден­ческие филь­мы.

Ав­тор­ская ани­мация ни­ког­да не бы­ва­ет ком­мерчес­кой, она пред­став­ля­ет со­бой эк­спе­римен­таль­ную ла­бора­торию и куз­ни­цу кад­ров. Она спо­собс­тву­ет по­яв­ле­нию де­бют­ных кар­тин, от­кры­тию но­вых та­лан­тов и за­пус­ку стар­та­пов. Ко­рот­ко­мет­ражная ани­мация в боль­шой ме­ре су­щес­тву­ет бла­года­ря го­сударс­твен­ной под­дер­жке, 95% ко­торой осу­щест­вля­ет Ми­нис­терс­тво куль­ту­ры РФ. Ани­мато­ры на­де­ют­ся, что объ­емы под­дер­жки бу­дут уве­личе­ны. Рос­сий­ское ав­тор­ское ани­маци­он­ное ки­но вно­сит не­оце­нимый вклад в куль­ту­ру, в том чис­ле ми­ровую. Фес­ти­вали – поч­ти единс­твен­ный спо­соб до­нес­ти ав­тор­ские филь­мы до ши­роко­го зри­теля. Во вре­мя «Суз­даль­фес­та» стар­ту­ет ак­ция «От­кры­тая премь­ера», ког­да нес­коль­ко со­тен пло­щадок по всей Рос­сии по­казы­ва­ют аль­ма­нахи ав­тор­ско­го ки­но. Ав­тор­ская ани­мация — ин­фраструк­турный слой, ор­га­нич­но впле­тен­ный в ин­дус­трию и со­дей­ству­ющий раз­ви­тию всей от­расли.

Рос­сий­ская ани­мация в ми­ровом мас­шта­бе

Роль ани­мации как мяг­кой си­лы не­воз­можно пе­ре­оце­нить. Рос­сий­скую ани­мацию лю­бят во всем ми­ре за ка­чес­тво кон­тента и вы­сокий уро­вень тех­но­логи­чес­ко­го про­из­водс­тва. В меж­ду­народ­ных про­дажах рос­сий­ско­го а­уди­ови­зу­аль­но­го кон­тента так­же пре­об­ла­да­ет ани­мация.

Ас­со­ци­ация ани­маци­он­но­го ки­но плот­но сот­рудни­ча­ет с РОС­КИ­НО, Мос­ков­ским эк­спортным цен­тром, Агентством кре­атив­ных ин­дус­трий Мос­квы, Рос­сий­ским эк­спортным цен­тром. Рос­сий­ская ин­дус­трия ак­тивно ра­бота­ет на раз­ви­тие коп­ро­дук­ции с дру­жес­твен­ны­ми стра­нами. В 2024 г. Ас­со­ци­ация ани­маци­он­но­го ки­но под­пи­сала ме­моран­ду­мы о сот­рудни­чес­тве с про­филь­ны­ми ас­со­ци­аци­ями Ки­тая, Юж­ной Ко­реи и Ин­до­незии, в ра­боте на­ходит­ся сог­ла­шение с Ас­со­ци­аци­ей ани­мации Са­удов­ской Ара­вии. Рос­сий­ские ком­па­нии при­нима­ют учас­тие в фо­румах и биз­нес-мис­си­ях во мно­гих стра­нах: Ки­тае, Юж­ной Ко­рее, Та­илан­де, О­АЭ, Сер­бии, Тур­ции и дру­гих.

Юли­ана Сла­щева от­ме­тила, что ани­маци­он­ные кар­ти­ны воз­глав­ля­ют топ на­ибо­лее ус­пешных эк­спортных про­ек­тов во всей ки­но­ин­дус­трии в 2024 го­ду: «Это бе­зус­ловно ус­пех, но то­чеч­ный, кап­ля в мо­ре на фо­не гло­баль­ных ли­деров. Для срав­не­ния, в Ки­тае один из круп­ней­ших ани­маци­он­ных тех­но­пар­ков «Го­род ани­мации» в год про­из­во­дит бо­лее 500 ча­сов ани­маци­он­но­го кон­тента. Для то­го, что­бы ус­пех на­ших лент стал за­мет­нее, нам нуж­но до­воль­но быс­тро мас­шта­биро­вать­ся, уве­личить объ­емы про­из­водс­тва в нес­коль­ко раз».

Гюль­на­ра Ага­мова под­чер­кну­ла роль рос­сий­ской ани­мации как мяг­кой си­лы для прод­ви­жения рус­ско­го куль­тур­но­го ко­да за­рубе­жом. Как при­мер Ага­мова при­вела сог­ла­шение меж­ду ки­нос­ту­ди­ей «Со­юз­муль­тфильм» и ки­тай­ской Joy Culture Media, под­пи­сан­ное в кон­це 2024 г. на Мос­ков­ской не­деле кре­атив­ных ин­дус­трий. Ре­зуль­тат – ки­тай­ские де­ти уви­дят рос­сий­ский се­ри­ал «Чуч-Мя­уч». «Мы ис­крен­не ве­рим, что ани­маци­он­ная ин­дус­трия име­ет боль­шой по­тен­ци­ал и при­ложим все уси­лия для то­го, что­бы вмес­те с ин­дус­три­ей раз­ви­вать­ся» – за­вери­ла Ага­мова.

Те­му ус­пешно­го эк­спор­та про­дол­жи­ла Тать­яна Цы­варе­ва«Рос­сий­ский кон­тент ин­те­ресен и в Азии, и в Ла­тин­ской Аме­рике, и в Ки­тае, и да­же в Ита­лии. Нуж­но ра­ботать и раз­го­вари­вать со сво­ей а­уди­тори­ей, где бы она ни на­ходи­лась. Ни в од­ной стра­не ми­ра нель­зя об­ма­нуть де­тей. Де­ти чувс­тву­ют хо­рошую доб­рую ани­мацию, и им не важ­но, где она бы­ла про­из­ве­дена».

Ири­на Мас­ту­сова под­чер­кну­ла, что эк­спорт — од­но из рос­сий­ских ба­зовых нап­равле­ний раз­ви­тия ин­дус­трии: «Мы сей­час пе­ре­ори­ен­ти­ру­ем­ся на дру­гие рын­ки – ог­ромные по объ­ему на­селе­ния, но не по сте­пени раз­ви­тос­ти рын­ков. Они ли­бо на­ходят­ся в про­цес­се фор­ми­рова­ния, ли­бо это очень зак­ры­тые рын­ки ти­па Ки­тая. Мы де­ла­ем ак­цент на раз­ви­тие коп­ро­дук­ции, мы учас­тву­ем в рын­ках стран MENA, АСЕ­АН, ШОС, LATAM. Вез­де мы ви­дим боль­шой ин­те­рес к рос­сий­ской ани­мации».

В зак­лю­чение пресс-кон­фе­рен­ции спи­керы вы­рази­ли уве­рен­ность в том, что рос­сий­ское ани­маци­он­ное ки­но мо­жет кон­ку­риро­вать с за­рубеж­ной ани­маци­ей не толь­ко в на­ци­ональ­ном, но и в меж­ду­народ­ном бокс-офи­се.

«Рос­сий­ские ком­па­нии об­ла­да­ют все­ми воз­можнос­тя­ми для ус­пешно­го вы­хода на меж­ду­народ­ную аре­ну и по­луче­ния зна­читель­ных кас­со­вых сбо­ров. Я убеж­ден, что в ско­ром вре­мени по­явят­ся нас­то­ящие блок­басте­ры, спо­соб­ные прев­зой­ти су­щес­тву­ющие дос­ти­жения. По мо­ему мне­нию, это слу­чит­ся до­воль­но ско­ро, воз­можно, да­же быс­трее, чем мы ожи­да­ем», – под­вел итог пре­зидент Ас­со­ци­ации ани­маци­он­но­го ки­но Илья По­пов.

Свет­ла­на Мур­си

Скачать приложение фестиваля