Слайд с детьми в зале Слайд с призами Слайд с зимним Суздалем Слайд с зимним Суздалем2 Слайд люди на улице

Открытый Российский фестиваль анимационного кино появился в 1996 году. Его приютил пансионат «Березовая роща» недалеко от Тарусы, на стыке трех областей – Калужской, Московской и Тульской. Маленький дом отдыха: четыре этажа, двести коек, небольшой зал, вокруг – только природа. Аниматоры набивались туда, как сельдь в бочку, и все были счастливы.

В самом первом конкурсе участвовали фильмы последних трех лет, поскольку анимации в середине 90-х создавалось крайне мало. Отбора не было, и в программу фестиваля вошли не только художественные ленты, но и рекламные ролики, видеоклипы, телезаставки. Призы вручали по профессиям, но главной интригой фестиваля стал рейтинг, когда любой участник и гость «Березовой рощи» мог проголосовать за понравившийся фильм. Трем лидерам вручались деревянные дощечки, выпиленные руками президента форума Александра Татарского и подписанные коллегами.

А еще… Березки, свежий воздух, лыжи, санки, экскурсии в Поленово, Серпухов, к домику Цветаевой. Атмосфера фестиваля – добрейшая, не сравнимая с любыми форумами большого кино. Никаких пафосных церемоний. На закрытии в момент затянувшейся паузы Михаил Тумеля и Иван Максимов взяли в руки гитару и балалайку, сели на край сцены и затянули «Дым сигарет с ментолом» – на несколько последующих лет это стало традицией.

Член первого жюри, драматург и поэт Александр Тимофеевский специально для закрытия написал:

«Друзья, товарищи, коллеги, ЭС Айнутдиновы, Дейнеги,
Ребята, братцы, мастера, et-cetera, et-cetera...
Как констатирует наш пленум, сегодняшняя ситуация
Мучительна, как сникерс с хреном, страшна, как в пах удар коленом,
Или Шекспир и анимация.
Сегодня утверждаем смело мы, что вовсе развалили дело мы,
и докатились мы туда, что дальше некуда куда.
И уровень, упавший вниз, все убывает, убывает...
И как в окно влетевший бриз, нас обвивает, обвивает...
Но есть, однако, основания, таланты есть и дарования
Идеи есть и построения и найденные настроения.
Товарищи, коллеги, братцы, тянуть нам больше нет причин.
Вот, что решили мы – двенадцать весьма разгневанных мужчин…»

Победителями Открытого фестиваля анимации в разные годы и в разных номинациях становились Андрей Хржановский («Лев с седой бородой»), Зоя Трофимова («Мелочь», «Рождество»), Юрий Норштейн («Русский сахар»), Валерий Фомин («В гостях у деда Евлампия»), Михаил Алдашин («Рождество», «Букашки»), Юрий Черенков («Большая миграция»), Александр Петров («Русалка»), Валерий Угаров («Волшебная кисточка»), Владислав Байрамгулов («Далеко вниз по реке»), Константин Бронзит («На краю земли», «Кот и лиса»), Андрей Ушаков («Носки большого города»), Дмитрий Геллер («Привет из Кисловодска», «Маленькая ночная симфония»), Мария Муат («Желтухин»), Алексей Демин («Кошки под дождем»), Андрей Золотухин («Джон Генри – человек из стали»), Иван Максимов («Медленное бистро», «Ветер вдоль берега»), Валентин Ольшванг («Розовая кукла», «Про раков»), Андрей Соколов («К югу от севера»), Алексей Туркус («Буревестник»), Игорь Ковалев («Молоко»), Александр Бубнов («Шерлок Холмс и доктор Ватсон»)…

Председатель оргкомитета фестиваля Владимир Голованов после первой раздачи призов прокомментировал это событие так: «Один из самых любимых героев советского киноискусства Чебурашка, открывая торжество по поводу построения Дома дружбы, говорил: строили мы, строили и, наконец, построили. Это относится и к нашему фестивалю. Конечно, это игра, это огромная, прекрасная игра. И когда мы по итогам фестиваля видим, что получилось, мы сходим с ума. Почему? Потому что вся эстетика осталась позади. Впереди – только зрительское кино, только те фильмы, которые могут быть восприняты всеми. Чтобы дед Евлампий стал самым первым номером в рейтинге?!.. Чтобы за лучший сценарий приз получил Седов, создавший маленький, трехминутный сюжет, который выигрывает у всех Шекспиров?! Чтобы Сережа Седов выиграл у Шекспира?! У меня голова идет кругом! Но в этой микроистории проступает человеческое отношение одного к другому – это самое главное, что нас может спасти. Значит, людям хочется человечности, и аниматорам хочется того же. Люди смеются, люди радуются…»

Первым призом фестиваля стала статуэтка, название которой так и не придумали. Татарский назвал ее просто – мальчик с пипкой, лежащий на боку. Без названия остался и сам фестиваль. Но между собой его все называли «Тарусой».

Со временем приз сменился. Теперь это девочка с гусем. Переехал и фестиваль. С 2002 года его принимает турцентр в Суздале Владимирской области.

Сменилась и ситуация с судейством. В разные годы в состав жюри входили Федор Хитрук, Владимир Зуйков, Александр Жуковский, Эдуард Назаров, Людмила Петрушевская, Юрий Норштейн, Валерий Угаров, Александр Флоренский, Михаил Алдашин, Константин Бронзит, Игорь Волчек, Игорь Олейников, Леонид Шварцман, Владимир Голованов, Станислав Соколов, Нина Виноградова, Наталия Венжер и другие.

Помимо конкурсных, информационных показов и панорам, на фестивале с некоторых пор проводятся круглые столы, пресс-конференции, мастер-классы и презентации. Десант аниматоров постоянно выезжает в ближайшие города на встречи с детьми.

Оргкомитет фестиваля

Краткая информация о Фестивале от программного директора Натальи Лукиных

«Суздальфест – 2020 ++…»

          В прошлом году Открытый российский фестиваль анимационного кино в Суздале торжественно отметил свое двадцатипятилетие, чудом успев провести церемонию закрытия буквально за день до объявления карантина в России. 25 лет для человека – прекрасная пора молодости и выбора жизненного пути, а для фестиваля – это уже серьезный юбилей, долгая история и время осмысления пройденного пути. За 25 лет произошло много перемен в родной стране и в отечественной культуре, изменились лицо и характер, содержание и упаковка, адрес и публика нашего фестиваля .

          Задумывая в середине криминальных 90-х новый цеховой смотр отечественной анимации, который должен был продолжить историю подмосковных семинаров советских мультипликаторов, никто из команды его основателей во главе с председателем Оргкомитета Владимиром Головановым и представить не мог, что лет через 5-7 эта фестивальная площадка станет одним из престижных киносмотров России. История Суздальфеста начиналась в тихой провинциальной Тарусе, где каждую зиму собиралась анимационная братия из Москвы и Петербурга, Екатеринбурга и Ярославля, Минска и Киева, чтобы отсмотреть и оценить всю новую отечественную мультпродукцию, которая и в трудные годы нищеты в киноотрасли приносила России много наград на мировом экране. Но уже к началу 2000-х годов профессиональному сбору российских аниматоров стало очень тесно в маленьком тарусском пансионате «Березовая роща».  

           В начале нового тысячелетия аниматоры перебрались в жемчужину Золотого кольца – древний и прекрасный город Суздаль. Грандиозный  суздальский Турцентр сразу обнажил проблемы изменившегося времени – фестивалю нужно было осваивать новые большие пространства и новую публику, новые законы госфинансирования и серьезный статус главного профессионального смотра окрепшей отечественной анимации. Именно в эти годы взросления и роста популярности наш фестиваль осиротел, потеряв своих отцов-командоров – директора-продюсера Вячеслава Маясова и президента Александра Татарского. Но в эти же проблемные нулевые годы XXI века фестивальный экран мультипликаторов обогатился фильмами анимационной молодежи – выпускников и студентов отечественных киношкол, которые уже вполне уверенно соревновались с мастерами старшего и среднего поколения за бронзовых и керамических «мальчиков и девочек с гусями», подтверждая суздальские награды на престижных мировых фестивалях.

          За последние годы наш смотр заметно разросся, накопив «благородный жирок» в виде многих солидных мероприятий и акций. Это – Международный конгресс с обсуждением самых актуальных проблем киноотрасли; Форум анимации стран СНГ, Балтии и Грузии; обменные культурные акции с зарубежными фестивалями мировой анимации; мастер-классы выдающихся мастеров анимации из разных стран; всероссийский зрительский конкурс «Открытая премьера», который показывает новые фильмы в период фестиваля сразу во многих городах страны и на территории СНГ и стран Балтии; питчинги анимационных проектов и сценарных идей, конкурсы анимационных трейлеров фестиваля и аукционы в пользу ветеранов сообщества; «Кампус» - площадка презентации отечественных киношкол, и еще множество интересных событий, привлекающих внимание профессионалов и широкой публики.

            Сегодня Суздальфест, как главная профессиональная площадка российской анимации, ежегодно предлагает увидеть всю отечественную продукцию мультстудий и независимых авторов и оценить лучшее в конкурсных программах, отдавая должное как авторскому творчеству, так и коммерческой работе. Суздальфест открывает все возможности художникам и продюсерам, кинопрокатчикам и публике для обсуждения и осмысления новых тенденций, проблем и путей развития отечественного и мирового анимационного кино.

Наталья Лукиных,

программный директор Суздальфеста

        

 

 

Новости фестиваля

Творческий вечер Алексея Демина
28 сентября в Доме кино состоялся творческий вечер известного анимационного режиссера, художника, педагога ВГИКа, лауреата многочисленных кинопремий и фестивалей Алексея Демина. Эта встреча стала первой в цикле планируемых мастер-классов. Организаторы встречи Комиссия анимационного кино СК России и дирекция Суздальфеста.
На вечере зрители увидели фильмы Алексея Демина «Аттракцион» (номинация на «Золотую пальмовую ветвь» в категории «Лучший короткометражный фильм», Международный Каннский кинофестиваль, Франция, 1996), «Кошки под дождем» - посвящение Софье Милькиной и Михаилу Швейцеру, экранизацию рассказа Ги де Мопассана «Буатель», музыкальную трилогию «Праздник для слонов», сказку Давида Дара «Тише, бабушка спит», «Джон Боттом – неизвестный солдат» - горькое обращение к теме жестокости войны и потере имён, основанное на стихотворении Владислава Ходасевича.
Вторую часть программы составили студенческие фильмы мастерской Демина во ВГИКе – «Подружки» Натальи Абрамовой, «Одна дома» Веры Вьюгиной и «Метро» Валентина Тютерева (приз за лучший анимационный фильм фестиваля «Cinanima»-2020, Эшпиньо, Португалия; лауреат 39-го Международного студенческого фестиваля ВГИК).
Алексей Демин ответил на разнообразные вопросы зрителей и рассказал, почему он восхищается фильмом Юрия Норштейна «Лиса и заяц», куклами классика советской анимации Николая Серебрякова, куда ушли меценаты и что важнее в искусстве – поэтичность или бунтарство? Все желающие могли подержать в руках оригинальные акварельные рисунки-кадры из показанных фильмов, а также полистать пилотный экземпляр готовящегося к изданию двухтомника Федора Хитрука «Мой век».

Фото Максима Должанского

Суздальфест + Жар-Птица - два российских анимационных фестиваля учредили награду за вклад в развитие детского мультипликационного кино имени Сергея Серёгина

9 сентября на церемонии открытия XIX Международного мастер-класс-фестиваля детского мультипликационного кино «Жар-Птица» в Новосибирске впервые вручили награду «За вклад в развитие детского мультипликационного творчества имени Сергея Серегина». Это совместный приз от двух фестивалей – «Жар-Птицы» и Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале.
Награда создана как дань памяти президенту фестиваля, режиссеру — Сергею Николаевичу Серегину.
Первым в истории приза получил награду Петр Иванович Анофриков – генеральный директор фестиваля «Жар-Птица», член Союза кинематографистов, заслуженный работник культуры Российской Федерации, основатель и художественный руководитель Детской киностудии «Поиск», где уже несколько десятилетий дети от трех лет снимают мультфильмы. Благодаря многолетней деятельности Петра Ивановича Анофрикова в разных регионах России развивается направление детской мультипликации и проводится обучение по анимации.
Награду вручили директор Суздальфеста, председатель комиссии анимационного кино Союза кинематографистов, член Экспертных советов Фонда Кино и Министерства Культуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации Александр Герасимов и директор мастер-класс-фестиваля «Жар-Птица», директор Ассоциации детских студий мультипликации, член Союза кинематографистов Российской Федерации Евгений Селиванов.

Четыре программы анимационных фильмов ежегодной всероссийской фестивальной акции “Открытая Премьера” будут показаны в рамках 16-ого Международного кинофестиваля “ Восток&Запад. Классика и Авангард”. Программы Открытого российского фестиваля анимационного кино на фестивале в Оренбурге представит директор - Александр Герасимов.
С 25 по 31 августа 2023 года в Оренбурге в шестнадцатый раз пройдёт Международный кинофестиваль "Восток&Запад. Классика и Авангард".
Международный кинофестиваль "Восток&Запад. Классика и Авангард" – это уникальное культурное событие в жизни страны и один из самых востребованных проектов в сфере международного гуманитарного сотрудничества. Фестиваль, посвящённый евразийской тематике, стал первым в России и всего четвёртым в мире. Он продвигает столь актуальные в наше время идеи интеграции на евразийском пространстве, объединяет культуры Европы и Азии, рассматривает проблемы национального и интернационального взаимодействия в современном кино.
Особое место в этом году отведено мультипликации. Гостем Оренбургского кинофорума станет Суздальский фестиваль анимационного кино в лице директора фестиваля - Александра Герасимова.

XXIX Открытый российский фестиваль анимационного кино пройдет с 20 по 25 марта 2024 года в ГТК «Суздаль» Владимирской области. Прием заявок на участие в конкурсной программе начнется в скором времени и завершится в начале декабря.

Каждый год оргкомитет объявляет новую тему, которая обыгрывается в оформлении площадок смотра, а также в плакате и заставке. Тема грядущего фестиваля: ГОРОД МАСТЕРОВ.

Тема XXIX фестиваля посвящена прекрасному городу Суздалю, который в 2024 году будет отмечать свое тысячелетие, и который уже на протяжении двадцати трёх лет радушно принимает главный профессиональный смотр анимации. «Город теремов и мастеров» испокон веков хранит секреты русских ремесел. Само название «Суздаль» произошло от старинных слов, которые обозначают «слепить из глины», «строить». В этом славном городе-музее насчитывается более 300 памятников древнерусского искусства, которые являются достоянием не только России, но и мировой культуры.

Суздальский фестиваль проводит конкурс на лучшую заставку и лучший фестивальный плакат

По традиции в рамках крупнейшего смотра российской анимации проводится творческий конкурс на лучшую анимационную заставку фестиваля и лучший фестивальный плакат.

Участвовать могут все желающие: преимущество имеют профессионалы – студенты профильных ВУЗов, опытные аниматоры, начинающие режиссеры, но прислать работу могут любители любого возраста, дети и взрослые, школьники и педагоги. Заставки могут быть выполнены в различных технологиях и стилях. Оргкомитет не ограничивает фантазию авторов, но есть два обязательных требования: в заставке должны быть использованы символы фестиваля – Девочка и Гусь, а также работа должна отражать тему XXIX фестиваля – «Город мастеров»

Из заставок, присланных на конкурс и соответствующих его условиям, будут выбраны лучшие – они будут демонстрироваться перед различными программами фильмов в период проведения смотра. Информация об участниках конкурса будет опубликована на официальном сайте фестиваля.

Подробнее про конкурс заставок здесь

Подробнее про конкурс плакатов здесь

Не стало нашего коллеги, друга, талантливого режиссёра - Сергея Серёгина.
Ужасная, невосполнимая потеря для всех, кто дружил, учился у него и трудился вместе с Серёжей в компании "Мастер-Фильм", на Суздальском фестивале, снимал кино, создавал мультфильмы и просто жил рядом, чувствовал его тепло и поддержку...
Три неполных месяца назад ему исполнилось всего 56 лет...
Меньше месяца прошло, как Сережины студенты защищались во ВГИКе.
Столько творческих планов, не доснятых фильмов, не реализованных идей...
Буквально пару недель назад мы обсуждали на худсовете Сережины идеи, думали над названием нового проекта...
И всего каких-то десять дней назад Серёжа был в Грузии на съёмках, проводил занятия с детьми. И вот его больше нет...
В это невозможно поверить! С этим невыносимо смириться...

Прощание состоится в среду 19 июля. В 10.30 - отпевание в Георгиевском храме (грузинская церковь) по адресу: ул. Б. Грузинская, 13, в  12.00 - гражданская панихида в конференц-зале Дома кино (ул. Васильевская, 13). Пешком от Храма идти 12-14 мин. Около 15.00 - похороны на Шереметьевском кладбище (г. Долгопрудный, 1-й Коломенский проезд). От Дома кино будет организован автобус до кладбища и обратно.

Серегин Сергей Николаевич

(24.04.1967 – 14.07.2023)

Российский режиссёр. Создатель фестиваля детской анимации «Жар-птица» в Новосибирске. Один из основателей сайта www.animator.ru 

В 1991 году окончил МГУ имени Ломоносова с дипломом журналиста (телевизионное отделение).

В 1992-1994 работал на Новосибирском телевидении (ГТРК «Новосибирск») редактором, автором телепередач, режиссёром.

В 1993 году там же организовал курсы анимации и студию. 

В 1995 работал на киностудии «Союзмультфильм», в «Школе-студии «ШАР».

С 1996 года работал в кинокомпании «Мастер-Фильм». Выступал как режиссёр документальных, анимационных и игровых фильмов, художественный руководитель кинокомпании.

С 2004 года - Президент Открытого всероссийского мастер-класс-фестиваля детского мультипликационного кино «Жар-Птица» (Новосибирск) http://jarfest.ru

Более двадцати лет – художественный руководитель Отрытого российского фестиваля анимационного кино.

Более пяти лет - руководитель мастерской, старший преподаватель ВГИК, режиссура мультимедиа, теория и практика монтажа, учебная практика.

 ФИЛЬМОГРАФИЯ

 Документальные фильмы:

«Михаил Цехановский. Драматическая графика» (1997) 56 мин.;
«Федор Хитрук. Профессия – аниматор» (1999) 52 мин.;

«Тайны мастеров» (1999) 52 мин.;

Цикл фильмов для документального сериала «Оружие России» (по заказу т/к РТР, 2002-2003):

«Стерегущие небо» 44 мин., «Пятое поколение» 44 мин.,«Воздушная кавалерия» 44 мин., «Армейские дальнобойщики» 44 мин.

«Острова. Владимир Сутеев» (2003) 44 мин.;

«Внук шамана» (2003) 52 мин.;

«Последний солдат» (2004) 44 мин.;

«Ближе к небу» (2005) 39 мин.;

«Блошиный рай» (2010) 39 мин.;

«Мы были» (2015) 26 мин.;

«Вот такой он – Суздаль!»  (2016) 52 мин.;

«Страсти по сыру» (2017) 44 мин.;

«Дмитрий Лавриненко «А на рассвете в бой...»  (2020) 44 мин.;

«Ускоритель» (2021) 42 мин.;

 Анимационные фильмы:

«Лукоморье. Няня» (2000) 18 мин.;

«Ключи от времени» (2004) 24 мин.;

«День рождения Алисы» (2009) полнометражный 94 мин.;

«Белолобый» (2010) 8 мин.;

Анимационный сериал «Тайна Сухаревой башни»: «Наряд принцессы ночи» (2010) 13 мин., «Морской узел» (2010) 13 мин.;

«Тайна Сухаревой башни. Чародей равновесия» (2015) полнометражный, 76 мин.;

Анимационный сериал «Ладушки»: «Помощники» (2018) 3,5 мин., «Портрет» (2020) 3,5 мин.,

«Укротители змея» (2020) 3,5 мин., "Пробуждение Фила" (2021) 3,5 мин.

 Игровой фильм

«АНИМАЦИЯ» (2020) полнометражный 104 мин.

 

С 4 по 7 июля в Москве в библиотеке искусств им. Боголюбова пройдут мастер-классы для детских писателей по созданию синопсисов для анимационного кино. В Москву приедут 10 счастливчиков, чьи работы были отобраны для участия. Им нужно будет переделать литературную заявку в анимационную. В этом писателям будет помогать мастер курса, сценарист анимационного кино Наталия Степанова. Прочитает лекции специалист в области сценарного мастерства Алексей Сашин и режиссер анимационного кино, продюсер Елена Чернова. Куратор курса Елена Усачева расскажет об истории взаимоотношений Фонда СЭИП и Открытого Российского фестиваля анимационного кино, а этой дружбе уже 15 лет. Из неё на фестивале в этом году родился Литературно-анимационный клуб «Встречный курс».
7 июля в финале лучшие из лучших выйдут на внутренний питчинг и будут оценены специалистами в современном кинопроцессе: режиссером и писателем Максимом Гуреевым, оператором Валерием Рябиным и Директором "Суздальфеста" Александром Герасимовым.

28 июня начал свою работу форум регионального кинематографа "Новый вектор". Он проходит в Калининграде и Светлогорске и продлится четыре дня. Одним из ключевых мероприятий форума станет презентация шестнадцати региональных киностудий, которая состоится 30 июня.
В состав высокой экспертной комиссии, которой будут презентованы текущие проекты киностудий, вошёл Председатель комиссии анимационного кино СК РФ, директор Открытого российского фестиваля анимационного кино Александр Герасимов:
"Актуальное, масштабное и важное мероприятие для развития регионального кинематографа и анимации. Великолепная возможность познакомиться, рассказать о себе, презентовать проекты, обменяться опытом".
У питчингующих свои проекты будет возможность в формате one-on-one meetings пообщаться с представителями платформ, продюсерских компаний и обсудить перспективы сотрудничества.
"Благодаря федеральным экспертам будут привлечены новые инвестиции в региональные кинопроекты", – отметил представитель ФПРК.

 

17 июня - завершающий день ПМЭФ 2023 - не менее яркий и насыщенный, чем предыдущие дни крупнейшего в России экономического мероприятия - отмечен пусть и небольшим пока, но потенциально важным и нужным для анимационной отрасли мероприятием с соответствующим названием: "Потенциал регионов. Презентация креативных проектов". 

С докладом на нем выступил директор Открытого российского фестиваля анимационного кино - Александр Герасимов: "Фестиваль 2024 года вновь состоится в Суздале, Владимирской области - городе, который отметит свое тысячетилетие. "Суздальфест" уже стал небольшой, но достаточно нужной частичкой современной истории и культуры славной Владимирской земли. И, как раз-таки потому, что мы стараемся создавать с помощью фестиваля возможности для профессионального роста в сфере культуры для жителей региона". 

Художественный руководитель "Суздальфеста" Сергей Серегин в рамках "Анимационной мастерской ПМЭФ" на все дни проведения форума стал наставником воспитанников школы креативных индустрий из г. Югра (руководитель Светлана Чуманова). Четыре дня команда ребят трудилась над созданием анимационной заставки ПМЭФ 2023, которая была сегодня представлена на социальной платформе Фонда Росконгресс:

Анимационная заставка ПМЭФ, 30 сек

https://disk.yandex.ru/i/FKm9PM1Gkoom8w

Скачать приложение фестиваля