Открытый Российский фестиваль анимационного кино появился в 1996 году. Его приютил пансионат «Березовая роща» недалеко от Тарусы, на стыке трех областей – Калужской, Московской и Тульской. Маленький дом отдыха: четыре этажа, двести коек, небольшой зал, вокруг – только природа. Аниматоры набивались туда, как сельдь в бочку, и все были счастливы.
В самом первом конкурсе участвовали фильмы последних трех лет, поскольку анимации в середине 90-х создавалось крайне мало. Отбора не было, и в программу фестиваля вошли не только художественные ленты, но и рекламные ролики, видеоклипы, телезаставки. Призы вручали по профессиям, но главной интригой фестиваля стал рейтинг, когда любой участник и гость «Березовой рощи» мог проголосовать за понравившийся фильм. Трем лидерам вручались деревянные дощечки, выпиленные руками президента форума Александра Татарского и подписанные коллегами.
А еще… Березки, свежий воздух, лыжи, санки, экскурсии в Поленово, Серпухов, к домику Цветаевой. Атмосфера фестиваля – добрейшая, не сравнимая с любыми форумами большого кино. Никаких пафосных церемоний. На закрытии в момент затянувшейся паузы Михаил Тумеля и Иван Максимов взяли в руки гитару и балалайку, сели на край сцены и затянули «Дым сигарет с ментолом» – на несколько последующих лет это стало традицией.
Член первого жюри, драматург и поэт Александр Тимофеевский специально для закрытия написал:
«Друзья, товарищи, коллеги, ЭС Айнутдиновы, Дейнеги,
Ребята, братцы, мастера, et-cetera, et-cetera...
Как констатирует наш пленум, сегодняшняя ситуация
Мучительна, как сникерс с хреном, страшна, как в пах удар коленом,
Или Шекспир и анимация.
Сегодня утверждаем смело мы, что вовсе развалили дело мы,
и докатились мы туда, что дальше некуда куда.
И уровень, упавший вниз, все убывает, убывает...
И как в окно влетевший бриз, нас обвивает, обвивает...
Но есть, однако, основания, таланты есть и дарования
Идеи есть и построения и найденные настроения.
Товарищи, коллеги, братцы, тянуть нам больше нет причин.
Вот, что решили мы – двенадцать весьма разгневанных мужчин…»
Победителями Открытого фестиваля анимации в разные годы и в разных номинациях становились Андрей Хржановский («Лев с седой бородой»), Зоя Трофимова («Мелочь», «Рождество»), Юрий Норштейн («Русский сахар»), Валерий Фомин («В гостях у деда Евлампия»), Михаил Алдашин («Рождество», «Букашки»), Юрий Черенков («Большая миграция»), Александр Петров («Русалка»), Валерий Угаров («Волшебная кисточка»), Владислав Байрамгулов («Далеко вниз по реке»), Константин Бронзит («На краю земли», «Кот и лиса»), Андрей Ушаков («Носки большого города»), Дмитрий Геллер («Привет из Кисловодска», «Маленькая ночная симфония»), Мария Муат («Желтухин»), Алексей Демин («Кошки под дождем»), Андрей Золотухин («Джон Генри – человек из стали»), Иван Максимов («Медленное бистро», «Ветер вдоль берега»), Валентин Ольшванг («Розовая кукла», «Про раков»), Андрей Соколов («К югу от севера»), Алексей Туркус («Буревестник»), Игорь Ковалев («Молоко»), Александр Бубнов («Шерлок Холмс и доктор Ватсон»)…
Председатель оргкомитета фестиваля Владимир Голованов после первой раздачи призов прокомментировал это событие так: «Один из самых любимых героев советского киноискусства Чебурашка, открывая торжество по поводу построения Дома дружбы, говорил: строили мы, строили и, наконец, построили. Это относится и к нашему фестивалю. Конечно, это игра, это огромная, прекрасная игра. И когда мы по итогам фестиваля видим, что получилось, мы сходим с ума. Почему? Потому что вся эстетика осталась позади. Впереди – только зрительское кино, только те фильмы, которые могут быть восприняты всеми. Чтобы дед Евлампий стал самым первым номером в рейтинге?!.. Чтобы за лучший сценарий приз получил Седов, создавший маленький, трехминутный сюжет, который выигрывает у всех Шекспиров?! Чтобы Сережа Седов выиграл у Шекспира?! У меня голова идет кругом! Но в этой микроистории проступает человеческое отношение одного к другому – это самое главное, что нас может спасти. Значит, людям хочется человечности, и аниматорам хочется того же. Люди смеются, люди радуются…»
Первым призом фестиваля стала статуэтка, название которой так и не придумали. Татарский назвал ее просто – мальчик с пипкой, лежащий на боку. Без названия остался и сам фестиваль. Но между собой его все называли «Тарусой».
Со временем приз сменился. Теперь это девочка с гусем. Переехал и фестиваль. С 2002 года его принимает турцентр в Суздале Владимирской области.
Сменилась и ситуация с судейством. В разные годы в состав жюри входили Федор Хитрук, Владимир Зуйков, Александр Жуковский, Эдуард Назаров, Людмила Петрушевская, Юрий Норштейн, Валерий Угаров, Александр Флоренский, Михаил Алдашин, Константин Бронзит, Игорь Волчек, Игорь Олейников, Леонид Шварцман, Владимир Голованов, Станислав Соколов, Нина Виноградова, Наталия Венжер и другие.
Помимо конкурсных, информационных показов и панорам, на фестивале с некоторых пор проводятся круглые столы, пресс-конференции, мастер-классы и презентации. Десант аниматоров постоянно выезжает в ближайшие города на встречи с детьми.
Оргкомитет фестиваля
Краткая информация о Фестивале от программного директора Натальи Лукиных
«Суздальфест – 2020 ++…»
В прошлом году Открытый российский фестиваль анимационного кино в Суздале торжественно отметил свое двадцатипятилетие, чудом успев провести церемонию закрытия буквально за день до объявления карантина в России. 25 лет для человека – прекрасная пора молодости и выбора жизненного пути, а для фестиваля – это уже серьезный юбилей, долгая история и время осмысления пройденного пути. За 25 лет произошло много перемен в родной стране и в отечественной культуре, изменились лицо и характер, содержание и упаковка, адрес и публика нашего фестиваля .
Задумывая в середине криминальных 90-х новый цеховой смотр отечественной анимации, который должен был продолжить историю подмосковных семинаров советских мультипликаторов, никто из команды его основателей во главе с председателем Оргкомитета Владимиром Головановым и представить не мог, что лет через 5-7 эта фестивальная площадка станет одним из престижных киносмотров России. История Суздальфеста начиналась в тихой провинциальной Тарусе, где каждую зиму собиралась анимационная братия из Москвы и Петербурга, Екатеринбурга и Ярославля, Минска и Киева, чтобы отсмотреть и оценить всю новую отечественную мультпродукцию, которая и в трудные годы нищеты в киноотрасли приносила России много наград на мировом экране. Но уже к началу 2000-х годов профессиональному сбору российских аниматоров стало очень тесно в маленьком тарусском пансионате «Березовая роща».
В начале нового тысячелетия аниматоры перебрались в жемчужину Золотого кольца – древний и прекрасный город Суздаль. Грандиозный суздальский Турцентр сразу обнажил проблемы изменившегося времени – фестивалю нужно было осваивать новые большие пространства и новую публику, новые законы госфинансирования и серьезный статус главного профессионального смотра окрепшей отечественной анимации. Именно в эти годы взросления и роста популярности наш фестиваль осиротел, потеряв своих отцов-командоров – директора-продюсера Вячеслава Маясова и президента Александра Татарского. Но в эти же проблемные нулевые годы XXI века фестивальный экран мультипликаторов обогатился фильмами анимационной молодежи – выпускников и студентов отечественных киношкол, которые уже вполне уверенно соревновались с мастерами старшего и среднего поколения за бронзовых и керамических «мальчиков и девочек с гусями», подтверждая суздальские награды на престижных мировых фестивалях.
За последние годы наш смотр заметно разросся, накопив «благородный жирок» в виде многих солидных мероприятий и акций. Это – Международный конгресс с обсуждением самых актуальных проблем киноотрасли; Форум анимации стран СНГ, Балтии и Грузии; обменные культурные акции с зарубежными фестивалями мировой анимации; мастер-классы выдающихся мастеров анимации из разных стран; всероссийский зрительский конкурс «Открытая премьера», который показывает новые фильмы в период фестиваля сразу во многих городах страны и на территории СНГ и стран Балтии; питчинги анимационных проектов и сценарных идей, конкурсы анимационных трейлеров фестиваля и аукционы в пользу ветеранов сообщества; «Кампус» - площадка презентации отечественных киношкол, и еще множество интересных событий, привлекающих внимание профессионалов и широкой публики.
Сегодня Суздальфест, как главная профессиональная площадка российской анимации, ежегодно предлагает увидеть всю отечественную продукцию мультстудий и независимых авторов и оценить лучшее в конкурсных программах, отдавая должное как авторскому творчеству, так и коммерческой работе. Суздальфест открывает все возможности художникам и продюсерам, кинопрокатчикам и публике для обсуждения и осмысления новых тенденций, проблем и путей развития отечественного и мирового анимационного кино.
Наталья Лукиных,
программный директор Суздальфеста