Слайд с детьми в зале Слайд с призами Слайд с зимним Суздалем Слайд с зимним Суздалем2 Слайд люди на улице

Открытый Российский фестиваль анимационного кино появился в 1996 году. Его приютил пансионат «Березовая роща» недалеко от Тарусы, на стыке трех областей – Калужской, Московской и Тульской. Маленький дом отдыха: четыре этажа, двести коек, небольшой зал, вокруг – только природа. Аниматоры набивались туда, как сельдь в бочку, и все были счастливы.

В самом первом конкурсе участвовали фильмы последних трех лет, поскольку анимации в середине 90-х создавалось крайне мало. Отбора не было, и в программу фестиваля вошли не только художественные ленты, но и рекламные ролики, видеоклипы, телезаставки. Призы вручали по профессиям, но главной интригой фестиваля стал рейтинг, когда любой участник и гость «Березовой рощи» мог проголосовать за понравившийся фильм. Трем лидерам вручались деревянные дощечки, выпиленные руками президента форума Александра Татарского и подписанные коллегами.

А еще… Березки, свежий воздух, лыжи, санки, экскурсии в Поленово, Серпухов, к домику Цветаевой. Атмосфера фестиваля – добрейшая, не сравнимая с любыми форумами большого кино. Никаких пафосных церемоний. На закрытии в момент затянувшейся паузы Михаил Тумеля и Иван Максимов взяли в руки гитару и балалайку, сели на край сцены и затянули «Дым сигарет с ментолом» – на несколько последующих лет это стало традицией.

Член первого жюри, драматург и поэт Александр Тимофеевский специально для закрытия написал:

«Друзья, товарищи, коллеги, ЭС Айнутдиновы, Дейнеги,
Ребята, братцы, мастера, et-cetera, et-cetera...
Как констатирует наш пленум, сегодняшняя ситуация
Мучительна, как сникерс с хреном, страшна, как в пах удар коленом,
Или Шекспир и анимация.
Сегодня утверждаем смело мы, что вовсе развалили дело мы,
и докатились мы туда, что дальше некуда куда.
И уровень, упавший вниз, все убывает, убывает...
И как в окно влетевший бриз, нас обвивает, обвивает...
Но есть, однако, основания, таланты есть и дарования
Идеи есть и построения и найденные настроения.
Товарищи, коллеги, братцы, тянуть нам больше нет причин.
Вот, что решили мы – двенадцать весьма разгневанных мужчин…»

Победителями Открытого фестиваля анимации в разные годы и в разных номинациях становились Андрей Хржановский («Лев с седой бородой»), Зоя Трофимова («Мелочь», «Рождество»), Юрий Норштейн («Русский сахар»), Валерий Фомин («В гостях у деда Евлампия»), Михаил Алдашин («Рождество», «Букашки»), Юрий Черенков («Большая миграция»), Александр Петров («Русалка»), Валерий Угаров («Волшебная кисточка»), Владислав Байрамгулов («Далеко вниз по реке»), Константин Бронзит («На краю земли», «Кот и лиса»), Андрей Ушаков («Носки большого города»), Дмитрий Геллер («Привет из Кисловодска», «Маленькая ночная симфония»), Мария Муат («Желтухин»), Алексей Демин («Кошки под дождем»), Андрей Золотухин («Джон Генри – человек из стали»), Иван Максимов («Медленное бистро», «Ветер вдоль берега»), Валентин Ольшванг («Розовая кукла», «Про раков»), Андрей Соколов («К югу от севера»), Алексей Туркус («Буревестник»), Игорь Ковалев («Молоко»), Александр Бубнов («Шерлок Холмс и доктор Ватсон»)…

Председатель оргкомитета фестиваля Владимир Голованов после первой раздачи призов прокомментировал это событие так: «Один из самых любимых героев советского киноискусства Чебурашка, открывая торжество по поводу построения Дома дружбы, говорил: строили мы, строили и, наконец, построили. Это относится и к нашему фестивалю. Конечно, это игра, это огромная, прекрасная игра. И когда мы по итогам фестиваля видим, что получилось, мы сходим с ума. Почему? Потому что вся эстетика осталась позади. Впереди – только зрительское кино, только те фильмы, которые могут быть восприняты всеми. Чтобы дед Евлампий стал самым первым номером в рейтинге?!.. Чтобы за лучший сценарий приз получил Седов, создавший маленький, трехминутный сюжет, который выигрывает у всех Шекспиров?! Чтобы Сережа Седов выиграл у Шекспира?! У меня голова идет кругом! Но в этой микроистории проступает человеческое отношение одного к другому – это самое главное, что нас может спасти. Значит, людям хочется человечности, и аниматорам хочется того же. Люди смеются, люди радуются…»

Первым призом фестиваля стала статуэтка, название которой так и не придумали. Татарский назвал ее просто – мальчик с пипкой, лежащий на боку. Без названия остался и сам фестиваль. Но между собой его все называли «Тарусой».

Со временем приз сменился. Теперь это девочка с гусем. Переехал и фестиваль. С 2002 года его принимает турцентр в Суздале Владимирской области.

Сменилась и ситуация с судейством. В разные годы в состав жюри входили Федор Хитрук, Владимир Зуйков, Александр Жуковский, Эдуард Назаров, Людмила Петрушевская, Юрий Норштейн, Валерий Угаров, Александр Флоренский, Михаил Алдашин, Константин Бронзит, Игорь Волчек, Игорь Олейников, Леонид Шварцман, Владимир Голованов, Станислав Соколов, Нина Виноградова, Наталия Венжер и другие.

Помимо конкурсных, информационных показов и панорам, на фестивале с некоторых пор проводятся круглые столы, пресс-конференции, мастер-классы и презентации. Десант аниматоров постоянно выезжает в ближайшие города на встречи с детьми.

Оргкомитет фестиваля

Краткая информация о Фестивале от программного директора Натальи Лукиных

«Суздальфест – 2020 ++…»

          В прошлом году Открытый российский фестиваль анимационного кино в Суздале торжественно отметил свое двадцатипятилетие, чудом успев провести церемонию закрытия буквально за день до объявления карантина в России. 25 лет для человека – прекрасная пора молодости и выбора жизненного пути, а для фестиваля – это уже серьезный юбилей, долгая история и время осмысления пройденного пути. За 25 лет произошло много перемен в родной стране и в отечественной культуре, изменились лицо и характер, содержание и упаковка, адрес и публика нашего фестиваля .

          Задумывая в середине криминальных 90-х новый цеховой смотр отечественной анимации, который должен был продолжить историю подмосковных семинаров советских мультипликаторов, никто из команды его основателей во главе с председателем Оргкомитета Владимиром Головановым и представить не мог, что лет через 5-7 эта фестивальная площадка станет одним из престижных киносмотров России. История Суздальфеста начиналась в тихой провинциальной Тарусе, где каждую зиму собиралась анимационная братия из Москвы и Петербурга, Екатеринбурга и Ярославля, Минска и Киева, чтобы отсмотреть и оценить всю новую отечественную мультпродукцию, которая и в трудные годы нищеты в киноотрасли приносила России много наград на мировом экране. Но уже к началу 2000-х годов профессиональному сбору российских аниматоров стало очень тесно в маленьком тарусском пансионате «Березовая роща».  

           В начале нового тысячелетия аниматоры перебрались в жемчужину Золотого кольца – древний и прекрасный город Суздаль. Грандиозный  суздальский Турцентр сразу обнажил проблемы изменившегося времени – фестивалю нужно было осваивать новые большие пространства и новую публику, новые законы госфинансирования и серьезный статус главного профессионального смотра окрепшей отечественной анимации. Именно в эти годы взросления и роста популярности наш фестиваль осиротел, потеряв своих отцов-командоров – директора-продюсера Вячеслава Маясова и президента Александра Татарского. Но в эти же проблемные нулевые годы XXI века фестивальный экран мультипликаторов обогатился фильмами анимационной молодежи – выпускников и студентов отечественных киношкол, которые уже вполне уверенно соревновались с мастерами старшего и среднего поколения за бронзовых и керамических «мальчиков и девочек с гусями», подтверждая суздальские награды на престижных мировых фестивалях.

          За последние годы наш смотр заметно разросся, накопив «благородный жирок» в виде многих солидных мероприятий и акций. Это – Международный конгресс с обсуждением самых актуальных проблем киноотрасли; Форум анимации стран СНГ, Балтии и Грузии; обменные культурные акции с зарубежными фестивалями мировой анимации; мастер-классы выдающихся мастеров анимации из разных стран; всероссийский зрительский конкурс «Открытая премьера», который показывает новые фильмы в период фестиваля сразу во многих городах страны и на территории СНГ и стран Балтии; питчинги анимационных проектов и сценарных идей, конкурсы анимационных трейлеров фестиваля и аукционы в пользу ветеранов сообщества; «Кампус» - площадка презентации отечественных киношкол, и еще множество интересных событий, привлекающих внимание профессионалов и широкой публики.

            Сегодня Суздальфест, как главная профессиональная площадка российской анимации, ежегодно предлагает увидеть всю отечественную продукцию мультстудий и независимых авторов и оценить лучшее в конкурсных программах, отдавая должное как авторскому творчеству, так и коммерческой работе. Суздальфест открывает все возможности художникам и продюсерам, кинопрокатчикам и публике для обсуждения и осмысления новых тенденций, проблем и путей развития отечественного и мирового анимационного кино.

Наталья Лукиных,

программный директор Суздальфеста

        

 

 

Новости фестиваля

Мастер-классы мастеров российской анимации в Союзе Кинематографистов.
https://domkino.pro/events/view/800 
В новом сезоне Центрального Дома кинематографистов анимационное сообщество (Комиссия анимационного кино СК РФ) начала новую акцию под эгидой Открытого Российского фестиваля анимации Суздальфест и Клуба аниматоров России – ежемесячные публичные мастер-классы знаменитых профессионалов анимации (режиссеры, художники, мультипликаторы) в Малом зале Дома кино. Куратор новых мероприятий – Наталья Лукиных, программный директор Суздальфеста, киновед, заслуженный работник культуры РФ, доцент ВГИК, руководитель и ведущая Клуба аниматоров России.
В декабре эстафету своих коллег Алексея Демина, Марии Муат и Валентина Ольшванга, чьи встречи с любителями анимации успешно прошли в сентябре-октябре-ноябре, принимает представитель знаменитой династии Курчевских, ученица и дочь выдающегося мастера отечественной анимации Вадима Курчевского, талантливый художник и педагог, член Союза художников и Союза Кинематографистов России, член Киноакадемии НИКА – Марина Курчевская. Ее мастер класс состоится 7 декабря.
Марина Вадимовна в 1976 году окончила Художественное училище им. 1905 года, затем в 1982 году - худфак ВГИК (мастерская И.П.Иванова-Вано) и в этом же году начала профессиональную работу в качестве художника-постановщика на студии «Союзмультфильм». В ее послужном списке такие знаменитые работы в кукольных фильмах разных режиссеров, как – «Солдатский кафтан»,«Заячий хвостик», «Легенда о Сальери» и «Освобожденный Дон-Кихот (реж. В.Курчевский), «Музыкальный магазинчик» (реж.Н.Лернер),«Цель» и «Ежик должен быть колючим» (реж. М.Каменецкий) или «Теремок» и «Праздник» (реж. С.Косицын). С 2000 года Марина Курчевская начала работу как художник постановщик в тандеме с известным режиссером кукольной анимации Марией Муат, в сотрудничестве с которой была создана коллекция выдающихся работ современной объемной анимации («Корона и скипетр», «Желтухин», «Девочка Люся и дедушка Крылов», «Снегурочка», «Он и Она», «Непечальная история», «Метель», «Сказка про елочку»).
Со дня рождения Открытого Российского фестиваля анимационного кино (ныне Суздальфест) в 1996 году начала активную работу в оргкомитете смотра как создатель уникального «фирменного» оформления фестивальных площадок в Тарусе и в Суздале. С 2009 года преподает на факультете анимации и мультимедиа ВГИК в режиссерской мастерской Натальи Орловой, с 2013 года – руководитель мастерской художников анимации и мультимедиа. Ученики Курчевской ныне успешно работают в анимации, получая высокие фестивальные награды.
Мастер-класс Марины Курчевской предлагает всем желающим вспомнить великих учителей отечественной школы анимации, познакомиться с творческим опытом и планами знаменитого художника, а также с работами её успешных учеников.

Оргкомитет Открытого российского фестиваля анимационного кино начинает прием заявок на участие в VI всероссийском конкурсе детского мультипликационного кино «Утренняя зарядка». В конкурсе могут принять участие фильмы непрофессиональных детских творческих коллективов и отдельных авторов, созданные в 2022-2023 годах и ранее не демонстрировавшиеся на фестивале.

Заявку необходимо заполнить в электронном виде не позднее 15 декабря 2023 года: https://festapp.ru/suzdalmw24

По итогам конкурса, жюри сформированное Оргкомитетом ОРФАК, отберет фильмы для показа с 20 по 25 марта 2024 года на фестивале в Суздале. Все фильмы, вошедшие в программу, получат дипломы лауреатов. 

Авторы фильмов, вошедших в финальную программу и ставших лауреатами конкурса, а также педагоги и руководители студий, могут лично представить фильм во время показа на фестивале.  Все расходы на дорогу, проживание и питание участники конкурса, решившие приехать на фестиваль, оплачивают самостоятельно.

Порядок участия и предоставления фильмов указаны в Положении о проведении конкурса.

Положение доступно по ссылке.

Координатор Конкурса – Серегина Виктория Николаевна, почта для связи morningexercise@mail.ru 

Ждем ваши работы!

Дирекция фестиваля

Начинается прием заявок на участие в XXIX Открытом российском фестивале анимационного кино, который состоится в г. Суздале Владимирской области с 20 по 25  марта 2024 года, а также на интернет платформе SUZDALFEST.ONLINE.

Подать заявку на участие в фестивале может правообладатель (или его представитель) по ссылке: https://festapp.ru/suzdal2024 до 18 декабря 2023 года.

Также стартовал приём заявок на соискание X-й Национальной анимационной премии «Икар». Подать заявку можно до 15 января 2024 года по ссылке: https://entryform.ikaraward.ru/2024/

В новом сезоне Центрального Дома кинематографистов анимационное сообщество (Комиссия анимационного кино СК РФ) начало новую акцию под эгидой Открытого Российского фестиваля анимации Суздальфест и Клуба аниматоров России – ежемесячные публичные мастер-классы знаменитых профессионалов анимации (режиссеры, художники, мультипликаторы) в Малом зале Дома кино. Куратор новых мероприятий – Наталья Лукиных, программный директор Суздальфеста, киновед, заслуженный работник культуры РФ, доцент ВГИК, руководитель и ведущая Клуба аниматоров России. 

       В ноябре эстафету своих коллег Алексея Демина и Марии Муат, чьи встречи с публикой успешно прошли в прошлых месяцах, принимает режиссер и художник, яркий представитель знаменитой Свердловской школы анимации, лауреат отечественных и международных фестивалей - Валентин Ольшванг, мастер класс которого состоится 9 ноября.

             Валентин Алексеевич в 1980 году окончил Свердловское художественной училище им. И.Д.Шадра (театрально-декорационное отделение), а в 1986 году художественный факультет ВГИКа в мастерской выдающегося художника Вадима Курчевского. С 1985 года начал работат художником-постановщиком анимационных фильмов на Свердловской киностудии в группах знаменитых режиссеров Оксаны Черкасовой («Бескрылый гусенок», «Дело прошлое»), Алексея Караева («Жильцы старого дома»), Владимира Петкевича («Как стать  человеком»). В 1997 году Ольшванг был слушателем Высших курсов режиссеров и сценаристов в Москве в мастерской Юрия Норштейна. В этом же году художник дебютировал как режиссер своим авторским фильмом «Розовая кукла», который принес дебютанту признание профессионалов и престижные фестивальные награды. В новых авторских фильмах Ольшванг также работал как сценарист, художник и аниматор («Про раков», «Со вечора дождик», «Ваша дама»). С 2012 года руководит мастерской режиссеров анимационного кино во ВГИКе (факультет анимации и мультимедиа). Студенты и выпускники мастерской Ольшванга успешно работают в анимации, получая высокие фестивальные награды. 

      Мастер-класс Валентина Ольшванга предлагает всем желающим еще раз вспомнить великих учителей отечественной школы анимации, познакомиться с творческим опытом и планами  режиссера, а также с работами его успешных учеников.

4 октября в 19:00 в Малом зале Центрального Дома Кинематографистов в рамках новой акции анимационного сообщества, организованной Комиссией анимационного кино СК РФ, Суздальфестом и Клубом аниматоров России, состоится мастер-класс выдающегося мастера кукольного кино, лауреата международных и отечественных кинофестивалей, режиссера-аниматора, заслуженной артистки РФ – Марии Муат.
Мария Андреевна Муат в 1975 году окончила ГИТИС имени А.Луначарского в мастерской С.В.Образцова, но решила связать свою жизнь не с театром, а с кинематографом, начав в конце 70-х годов успешную карьеру режиссера-аниматора на студии «Мульттелефильм», а затем и на главной отечественной мультстудии «Союзмультфильм» как постановщик популярных фильмов – «Дядюшка Ау в городе», «Старуха, дверь закрой!», «Шалтай-болтай», «Влюбчивая ворона» и эпизодов детского сериала о животных «КОАПП». Наиболее плодотворным и значимым этапом профессиональной биографии режиссера стали долгие годы ее творческого и жизненного союза с известным драматургом Владимиром Головановым, благодаря которому появились на свет знаменитые кукольные фильмы «Античная лирика», «Короли и капуста», «Желтухин», «Девочка Люся и дедушка Крылов», «Про Мышонка», «Снегурочка», «Он и Она», «Непечальная история», «Сказка про Ёлочку». Фестивальные награды и успех у публики получили также фильмы Марии Муат, созданные для российско-британских проектов по пьесам Шекспира («Двенадцатая ночь») и Сказкам народов мира («Корона и скипетр»).
В 2006 году Мария Муат как художественный руководитель и продюсер возглавила новую студию «Пчела», где было создано более 50 короткометражных авторских и детских анимационных фильмов, среди которых не только известные работы Муат, но и признанные фильмы таких талантливых российских режиссеров, как Дмитрий Геллер, Светлана Филиппова, Юлия Аронова, Светлана Андрианова, Наталья Чернышева, Дина Великовская, Зоя Трофимова, Юрий Богуславский и другие. Фильмы студии «Пчела» многократно номинировались на отечественные кинопремии «НИКА», «Золотой Орел», «Икар», а также были лауреатами престижных российских и международных кинофестивалей.
Мастер-класс Марии Муат предлагает всем желающим познакомиться с богатым профессиональным опытом знаменитого режиссера кукольного кино, а также с творческими достижениями и политикой руководителя одной из самых успешных студий отечественной анимации.

Попасть на БЕСПЛАТНЫЕ показы и мероприятия можно одним из следующих способов:

1. При предъявлении членского билета Союза кинематографистов России
2. При предъявлении студенческого билета творческого вуза
3. По пригласительному билету
4. На некоторые показы и мероприятия открыта БЕСПЛАТНАЯ регистрация на сайте domkino.pro (регистрация производится через систему TimePad).

Уважаемые зрители!
В случае опоздания более чем на 20 минут на клубные мероприятия Дома кино, администрация Центрального Дома кинематографистов оставляет за собой право не пускать опоздавших зрителей в зал.

 

 

Творческий вечер Алексея Демина
28 сентября в Доме кино состоялся творческий вечер известного анимационного режиссера, художника, педагога ВГИКа, лауреата многочисленных кинопремий и фестивалей Алексея Демина. Эта встреча стала первой в цикле планируемых мастер-классов. Организаторы встречи Комиссия анимационного кино СК России и дирекция Суздальфеста.
На вечере зрители увидели фильмы Алексея Демина «Аттракцион» (номинация на «Золотую пальмовую ветвь» в категории «Лучший короткометражный фильм», Международный Каннский кинофестиваль, Франция, 1996), «Кошки под дождем» - посвящение Софье Милькиной и Михаилу Швейцеру, экранизацию рассказа Ги де Мопассана «Буатель», музыкальную трилогию «Праздник для слонов», сказку Давида Дара «Тише, бабушка спит», «Джон Боттом – неизвестный солдат» - горькое обращение к теме жестокости войны и потере имён, основанное на стихотворении Владислава Ходасевича.
Вторую часть программы составили студенческие фильмы мастерской Демина во ВГИКе – «Подружки» Натальи Абрамовой, «Одна дома» Веры Вьюгиной и «Метро» Валентина Тютерева (приз за лучший анимационный фильм фестиваля «Cinanima»-2020, Эшпиньо, Португалия; лауреат 39-го Международного студенческого фестиваля ВГИК).
Алексей Демин ответил на разнообразные вопросы зрителей и рассказал, почему он восхищается фильмом Юрия Норштейна «Лиса и заяц», куклами классика советской анимации Николая Серебрякова, куда ушли меценаты и что важнее в искусстве – поэтичность или бунтарство? Все желающие могли подержать в руках оригинальные акварельные рисунки-кадры из показанных фильмов, а также полистать пилотный экземпляр готовящегося к изданию двухтомника Федора Хитрука «Мой век».

Фото Максима Должанского

Суздальфест + Жар-Птица - два российских анимационных фестиваля учредили награду за вклад в развитие детского мультипликационного кино имени Сергея Серёгина

9 сентября на церемонии открытия XIX Международного мастер-класс-фестиваля детского мультипликационного кино «Жар-Птица» в Новосибирске впервые вручили награду «За вклад в развитие детского мультипликационного творчества имени Сергея Серегина». Это совместный приз от двух фестивалей – «Жар-Птицы» и Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале.
Награда создана как дань памяти президенту фестиваля, режиссеру — Сергею Николаевичу Серегину.
Первым в истории приза получил награду Петр Иванович Анофриков – генеральный директор фестиваля «Жар-Птица», член Союза кинематографистов, заслуженный работник культуры Российской Федерации, основатель и художественный руководитель Детской киностудии «Поиск», где уже несколько десятилетий дети от трех лет снимают мультфильмы. Благодаря многолетней деятельности Петра Ивановича Анофрикова в разных регионах России развивается направление детской мультипликации и проводится обучение по анимации.
Награду вручили директор Суздальфеста, председатель комиссии анимационного кино Союза кинематографистов, член Экспертных советов Фонда Кино и Министерства Культуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации Александр Герасимов и директор мастер-класс-фестиваля «Жар-Птица», директор Ассоциации детских студий мультипликации, член Союза кинематографистов Российской Федерации Евгений Селиванов.

Четыре программы анимационных фильмов ежегодной всероссийской фестивальной акции “Открытая Премьера” будут показаны в рамках 16-ого Международного кинофестиваля “ Восток&Запад. Классика и Авангард”. Программы Открытого российского фестиваля анимационного кино на фестивале в Оренбурге представит директор - Александр Герасимов.
С 25 по 31 августа 2023 года в Оренбурге в шестнадцатый раз пройдёт Международный кинофестиваль "Восток&Запад. Классика и Авангард".
Международный кинофестиваль "Восток&Запад. Классика и Авангард" – это уникальное культурное событие в жизни страны и один из самых востребованных проектов в сфере международного гуманитарного сотрудничества. Фестиваль, посвящённый евразийской тематике, стал первым в России и всего четвёртым в мире. Он продвигает столь актуальные в наше время идеи интеграции на евразийском пространстве, объединяет культуры Европы и Азии, рассматривает проблемы национального и интернационального взаимодействия в современном кино.
Особое место в этом году отведено мультипликации. Гостем Оренбургского кинофорума станет Суздальский фестиваль анимационного кино в лице директора фестиваля - Александра Герасимова.

XXIX Открытый российский фестиваль анимационного кино пройдет с 20 по 25 марта 2024 года в ГТК «Суздаль» Владимирской области. Прием заявок на участие в конкурсной программе начнется в скором времени и завершится в начале декабря.

Каждый год оргкомитет объявляет новую тему, которая обыгрывается в оформлении площадок смотра, а также в плакате и заставке. Тема грядущего фестиваля: ГОРОД МАСТЕРОВ.

Тема XXIX фестиваля посвящена прекрасному городу Суздалю, который в 2024 году будет отмечать свое тысячелетие, и который уже на протяжении двадцати трёх лет радушно принимает главный профессиональный смотр анимации. «Город теремов и мастеров» испокон веков хранит секреты русских ремесел. Само название «Суздаль» произошло от старинных слов, которые обозначают «слепить из глины», «строить». В этом славном городе-музее насчитывается более 300 памятников древнерусского искусства, которые являются достоянием не только России, но и мировой культуры.

Скачать приложение фестиваля